КОНТАКТЫ

Email:  ri-online.su@mail.ru

Skype: ri-online

Авторизация

JoomlaWatch 1.2.12 - Joomla Monitor and Live Stats by Matej Koval
Табор под полумесяцем Цыгане-мусульмане
13.03.2018 17:20

Исследователи предполагают, что цыгане (рома) – это потомки одной из каст на cеверо-западе Индии, которые были вытеснены в Центральную Азию и Северную Африку. Оттуда они в начале XIV века появились в Средиземноморье и разошлись по всей Европе.

 

Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию народа, среди которого проживали, но сохраняли также культы и верования тех мест, где кочевали прежде. Среди религий, которые исповедуют современные цыгане, есть ислам. О жизни той части своего народа, которая исповедует ислам, корреспонденту «НГР» Оксане КОТКИНОЙ рассказал президент Московского союза цыган, актер и режиссер театра «Ромэн» Роман ГРОХОЛЬСКИЙ.

 

– Роман Андреевич, мусульмане как-то по-особенному живут, не как другие цыгане?

 

– Мы достаточно терпимы и толерантно относимся к любой вере. Мы прежде всего рома, то есть цыгане, а потом уже вера и все остальное. Мы объединяемся по этническому признаку. Цыганский этнос состоит из разных групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Крымы как раз – мусульмане в России. Но и за рубежом цыган-мусульман очень много: в Хорватии, Греции, Румынии, Македонии, Турции.

 

 

С чего началась вся эта история: цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время ее упадка, перед тем как ее завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам. А почему?

 

 

Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли ислам. Потом с распадом Османской империи цыгане уже двинулись в Европу.

 

– Был ли переход цыган в ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев?

 

– Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения. Цыгане вообще живучий народ, то есть приспосабливающийся под то окружение, в котором они находятся в той или иной ситуации.

 

 

Cегодня, допустим, в Боснии и Герцеговине цыган-мусульман больше. Если в России из общей массы цыган, которых было у нас, по официальным подсчетам, около миллиона, мусульман процентов, может быть, 10 – это максимум. То есть у нас это не очень распространенная религия, потому что страна, в которой мы живем, – православная.

 

– Как цыгане попали в Россию?

 

– Через Крым. Они достаточно отличаются от цыган европейских, то есть сохраняют культуру Османской империи, ее традиции.

 

– А есть те, кто принимает ислам в России в наши дни?

 

– Есть, безусловно. И что мне импонирует, последние несколько лет молодежь ведет себя все больше в соответствии с канонами ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать. Что меня радует в этой ситуации: мы поддерживаем их веру, когда это необходимо, они поддерживают нашу веру (наш собеседник – христианин. – «НГР»), когда это необходимо.

 

– То есть для цыган национальная идентичность гораздо выше религиозной?

 

– Выше, выше религиозной! Вот что меня и греет на самом деле, потому что религия – это личное дело каждого. Но есть общество, оно важнее, чем религия. У цыган была самая правильная демократия, когда они еще кочевали. В чем она заключалась? Была выборность. Выборность старейшины, главного в клане.

 

Он выбирался не по блату, не за деньги, это был вопрос выживания. Старейшиной становился самый умный, самый грамотный, тот, кто сможет удержать порядок в таборе. Для этого ему в помощь был дан независимый суд, который состоял из людей, которых невозможно было купить, представителей всех кланов. У нас и сегодня сохранился этот третейский суд.

 

 

То есть от каждого клана есть представитель – старейшина. Допустим, происходит конфликт одного клана с другим. Тогда представители клана обзванивают людей, которым доверяет цыганское общество. Они выходят на цыганский суд со своей проблемой, и третейский суд решает, кто из них прав. Решение суда не обсуждается.

 

– Как поступают, когда проблема касается не только цыганских кланов, но и взаимоотношений с другими сообществами?

 

– У нас бывают такие случаи, да. Тогда наши представители встречаются с представителями других народов (чеченцы, ингуши), садимся за стол и стараемся найти общий язык.

 

– Вы рассказывали, что молодые люди становятся все более ревностными мусульманами. Есть какие-то исконно цыганские обычаи, которые тоже нужно чтить?

 

– Цыганские законы не идут вразрез ни с одной религией. Цыганские законы общечеловечны, скажем так. Для нас, сегодняшних, понятие «родина» существует, потому что мы уже немножко другие, мы родились здесь, здесь родились наши предки, отцы наши, которые, защищая нашу родину, полегли.

 

Философия цыган заключается в том, что Господь создал этот мир для всех. Мир, в котором нет границ. Это люди уже стали ставить кордон посреди речки и говорить: вот это твоя рыба, а это моя рыба, почему ты должен прийти и отобрать у меня это?

 

– Сообщалось, что недавно перевели Коран на цыганский язык. На какое наречие?

 

– На балканское.

 

– А какой алфавит оно использует?

 

– Латиницу.

 

– К какому исламскому объединению тяготеют цыгане-мусульмане?

 

– Это движение у нас только в начале пути, но скорее к Совету муфтиев, был их муфтий и на нашем празднике.

 

– А среди цыган есть какие-то мусульманские религиозные лидеры?

 

– Имамов пока нет. Только активисты, скажем так. На самом деле мы в начале пути вхождения в публичное поле. Первая акция, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта «Шатер Рамадана» в июне, но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием. Это важно для нашей нации. Важно, чтобы она в любых проявлениях, в добрых, я имею в виду, могла себя представлять.

 

– А как сочетается с исламскими обычаями работа цыган-мусульман в театре?

 

– А церковь – это не театр? А обряды мусульманские – не театр? Это же все равно постановочные вещи. Я говорю, может быть, хулу, но театр возник из церкви. Там есть определенная постановка, определенная мизансцена, где стоят зрители, где действующие лица. А в мусульманстве что – по-другому? Что несет в себе театр?

 

 

Театр может душу человеческую повернуть как в сторону добра, так и в сторону зла. Театр – это не развлечение, не эстрада. Если хороший театр, то человек уйдет либо чуть добрее, либо чуть злее, либо откроет книгу и почитает: а что же это такое все-таки я тут сегодня видел. Театр говорит о насущном, о вечном, о мироздании. Все-таки мироздание выше, чем отдельные религии.

 

 

Комментарии  

 
#1 Ахмет 13.03.2018 17:47
Религия - это дело каждого. И общество само выбирает . А вот пашчах думает по другому.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Ингушетия online© 2012
Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции "Ингушетия Online". Все права защищены. Полное или частичное использование материалов без прямой индексируемой гиперссылки на сайт ri-online.su запрещено.
Яндекс.Метрика Instagram Рейтинг блогов